Рассмотрим, чем отличается группа лиц по предварительному сговору от преступной группы лиц, совершивших преступления в предыдущем сговоре. Первое отличие связано с тем, что в группе лиц по предварительному сговору общее соглашение о совершении преступления достигается до его фактического совершения. Сговор на совершение преступления группой лиц отличается от простого соглашения. Именно в силу его предварительного характера существует решение о совершении преступления, т.е. решение о совершении преступления группой лиц и его фактическое время исполнения. Второе отличие заключается в психологической природе самой группы. Группы людей — это в основном случайные группы, члены которых решаются на совершение преступления только потому, что оказались вместе в определенном месте в результате внезапно возникших обстоятельств. Некоторые члены таких групп участвуют в мошенничестве из солидарности, но объединение группы преследовало совершенно иную, зачастую некриминальную цель. В преступных группах этого типа нет четкой психологической и функциональной структуры. В ней нет лидера. Решения принимаются в основном в контексте конкретных ситуаций, часто под влиянием эмоций. Изначально целью объединения может быть удовлетворение коммуникативных потребностей, а не совершение преступления. Как правило, при совершении преступления группой людей роли не распределяются — соучастники совершают преступление совместным поведением. Многие действия соучастников происходят под влиянием эмоций и сиюминутных импульсов, а также без спланированной программы, в зависимости от обстоятельств. Степень сплоченности таких групп невелика, а их взаимозависимость, поддержка и защита в случае задержания невелики. Во время допроса участники таких преступных групп обычно дают правдивые показания. Преступные группы, совершившие преступления в рамках предыдущих сговоров, имеют иную психологическую природу. Она более организована, ее состав несколько стабилен, антиобщественные установки ярко выражены, группа совершает ряд однотипных преступлений, но четкого плана совместных действий нет. Лидера тоже нет, но, как правило, формируется основное ядро из наиболее активных и результативных членов. Как правило, оно состоит из наиболее удрученных членов и отличается ярко выраженной антисоциальной позицией.
Деловые отношения, связанные с совершением коллективных преступлений, приобретают все большее значение. Однако в то же время межличностные отношения и личные симпатии по-прежнему играют важную роль. В целом, группы лиц, ранее входившие в заговор, являются как бы посредниками между группами лиц и организованными группами, поэтому отдельные уголовные дела в группах такого типа могут иметь явные признаки как групп лиц, так и организованных групп. Выявление. Одним из основных признаков организованной группы является ее устойчивость, о чем прямо говорится в ч. 3 ст. 35 УК РФ. Группы лиц, ранее совершавших сговоры, также весьма устойчивы, поскольку существует определенный период времени, в течение которого группа не распадается в процессе сговора ее членов до совершения коллективного преступления. Однако это происходит на разных уровнях, и качество стабильности варьируется. Стабильность группы людей, состоящей из участников предыдущего сговора, отличается от стабильности, характерной для организованной группы. В первом случае преступная группа еще не сформирована, ее состав не стабилен, а членство в группе не устойчиво. Новые члены могут появиться с той же легкостью, если их оставить на произвол судьбы. Изучение уголовных дел показывает, что очень редко преступление совершается группой в целом. Однако центральная фигура в преступной группе всегда вовлечена в преступление. Стабильность как основная характеристика организованных групп имеет несколько иную природу. То есть она стабильна, стабилен ее состав, новым членам трудно присоединиться к группе, а оставшиеся члены крайне негативно относятся к выходу из нее. кто-то из членов группы. Но самое главное отличие заключается в том, что общее преступное поведение планируется в течение длительного времени. Как справедливо отмечает Н. Кузнецова, «в судебной практике выводы об устойчивости группы часто обосновываются длительностью или многократностью преступного поведения». ——————————— Кузнецова Н. Ф. Соучастие в преступлении // Уголовный кодекс Российской Федерации. Общий том: инструкция / под ред. акад. В. Н. Кудрявцева и проф. А.В. Наумова. М., 1997. с. 207. С этой точки зрения не выдерживает критики указание в ч. 3 ст. 35 УК РФ на то, что организованная группа — это, в частности, устойчивая группа, заранее объединившаяся для совершения преступления. На наш взгляд, нет оснований говорить об организованных группах, если они создаются только для совершения преступления и прекращают свое существование после его совершения.
‘Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 г.) Законность, 1999 n 3,
Чем отличается групповое преступление от ОКГ и по каким признакам их различают?
Сплоченная и организованная группа со своими правилами, иерархией и т.д. Например, … А групповым преступлением может быть группа детей, толкающих пешеходов в переулке.
Существенными характеристиками этого типа группы являются: а) наличие двух или более лиц (совместно ответственных с распределением ролей или без него) — б) предыдущие сговоры этих лиц — в) устойчивость группы. Под устойчивостью организованной группы понимается наличие постоянных связей между ее членами и определенный способ деятельности по подготовке или совершению одного или нескольких преступлений. Устойчивость организованной группы требует предварительных договоренностей и координации действий. Такой тип кооптации отличается от большей стабильности и согласованности между участниками. Членами организованной группы могут быть те, кто участвовал в разработке плана преступной комиссии, или те, кто знал о плане и активно его реализовывал. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организационной группой (организацией), созданной для совершения тяжкого и особо тяжкого преступления, либо объединением организационных групп, созданных для той же цели (ч. 4 ст. 35 УК РФ). Преступные сообщества являются наиболее опасными из всех видов предыдущих соглашений и соучастий. Опасность данного вида соучастия характеризуется тяжестью совершенного преступным сообществом преступления.
Эдуард Белов Мастер (2066) 9 лет назад