Кислород производится из воздуха на специальных кислородных станциях. По этой причине его хранение и транспортировка крайне важны. Кислород хранят и транспортируют в металлических баллонах, обычно с газом под давлением 150 кгс/см 2.
Кислородные баллоны состоят из стального цилиндра со сферической нижней горловиной и горловиной для размещения запорного вентиля. На дне баллона имеются башмаки, позволяющие устанавливать баллон в вертикальном положении. На горловине имеется резьбовое кольцо для крепления защитной пробки. Коническая резьба внутри горлышка необходима для крепления клапана. Баллон изготавливается из цельнотянутой стальной металлической трубы с прочностью не менее 65 кг/мм2 , пределом герметичности не менее 38 кг/мм2 и относительным удлинением не менее 15 %. Кислородные баллоны выпускаются для различных целей емкостью от 0,4 до 50 литров. В сварочном оборудовании в основном используются 40-литровые баллоны. Их внешний диаметр составляет 219 мм, длина корпуса — 1390 мм, толщина стенки — 7 мм. Вес баллона без кислорода составляет 60 кг. Вес баллона из газированной стали при рабочем давлении 150 кгс/см 2 на литр емкости составляет примерно 1,6-1,7 кг.
В настоящее время освоено производство роликов из страшной стали, что позволяет увеличить давление роликов и уменьшить их вес при той же емкости и рабочем давлении. Чтобы избежать опасных ошибок при наполнении и эксплуатации, бутылки окрашиваются в разные цвета. Кроме того, соединительные элементы запорного клапана выпускаются различных размеров и конструкций. Внешне кислородные баллоны окрашены в синий цвет и имеют черные буквы «Oxygen». Каждые пять лет кислородный баллон проходит обязательное тестирование. Это фиксируется штампом на верхней сферической стороне баллона. Кроме того, проводится гидравлическое испытание при рабочем давлении 1,5 ½, т. е. 225 кгс/см 2.
При нарушении герметичности баллона 150 кгс/см 2 существует опасность взрыва со значительными повреждениями. Поэтому при использовании газовых баллонов необходимо строго соблюдать установленные требования безопасности. Рекомендуется хранить баллоны в специально предназначенных для этого зданиях за пределами лаборатории или производственного помещения.
Рекомендуется, чтобы в лаборатории было не более 10 баллонов. В лабораториях баллоны должны крепиться на зажимах или цепях к стенам, балкам и т.д. Во избежание возможности опрокидывания. В производственных помещениях баллоны следует транспортировать на носилках или специально оборудованных тележках. Запрещается катить, тащить или переносить бутылки вручную. Для переноса рекомендуется использовать дощатые подушки. При этом исключается свободное перемещение и удары роликов или канатной конструкции, а также крепление цилиндра. Погрузку и разгрузку следует производить с максимальной осторожностью, избегая столкновений с роликами или кочками.
Баллоны следует беречь от нагревания и убирать из кухонь, где давление газа в баллоне быстро повышается. При работе на открытом воздухе в жаркую погоду рекомендуется накрывать баллоны мокрым брезентом. Категорически запрещается разрезать баллон, а попадание масла и смазки в область клапана может вызвать взрывную реакцию и воспламенение кислородного масла. При эксплуатации баллона необходимо строго соблюдать правила безопасности.
Следует также помнить, что различные пористые органические материалы (например, торф, дерево, ткани) могут вступать в контакт с жидким кислородом и образовывать мощные взрывчатые вещества, используемые при взрывах.
Обычно вентили на кислородных баллонах изготавливаются из латуни. При транспортировке и хранении клапан защищается специальной крышкой, надеваемой на внешнее кольцо горловины.
Перемещение баллонов с опасными газами
Существуют особые правила и требования к транспортировке газовых баллонов. Газовые баллоны можно перевозить на всех видах транспорта с соблюдением правил перевозки для конкретного вида транспорта.
При перевозке на большие расстояния баллоны перемещают в положение, исключающее их перемещение в пути.
Перемещение газовых баллонов на автомобильных дорогах общего пользования, железнодорожном транспорте осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и международных договоров на территории Российской Федерации.
Таким образом, вопрос о максимальном количестве материала, который может быть передан как не закрытый товар, ограничивается исследованием ДОПОГ 1. 1. 3 [2]. Это определяет исключение в соответствии с европейскими правилами передачи опасных грузов в силу различных обстоятельств.
Опасные грузы определяются на основе общего количества газа, перевозимого на транспортной единице (1. 1. 1. 1. 3. 6).
Все газы классифицируются как вещества категории 2 ДОПОГ. Невоспламеняющиеся, неядовитые газы (Группа A — нейтральные вещества и — окисляющие вещества) классифицируются в третьей транспортной категории для количества до 1000 единиц.
Воспламеняющиеся газы (группа F) относятся ко второй категории с максимальным количеством 333 единицы. Под «единицей» здесь понимается емкость контейнера объемом один литр, содержащая 1 кг сжатого, сжиженного или растворенного газа.
Максимальное количество газа, которое может быть передано на транспортную единицу в качестве незамкнутого груза: