Работа мирового судьи постепенно превращается в серьезный фактор, укрепляющий позиции российского государства, реальный механизм правосудия, защиты прав, охраны законных интересов личности и государства.
Конечно, существует необходимость совершенствования законодательства и повышения статуса судебных приставов-исполнителей, но опять же, любое изменение закона требует всестороннего изучения ситуации, подкрепления статистикой и другими аргументами, и должно быть тщательно продумано.
Сегодня судебный пристав-исполнитель является важной составляющей государственной власти в городах и регионах (наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел и налоговыми органами). По имеющимся данным, в прошлом году в органы исполнительной власти ежегодно обращалось до 10 российских граждан.
На начальном этапе, в силу ограниченности штата, основные усилия приходилось направлять на организацию исполнения судебных решений и других исполнительных документов. В целом характер исполнительных документов, поступающих к мировому судье, очень разнообразен. По закону судебные приставы-исполнители обеспечивают не только интересы судов, но и интересы ряда контролирующих органов (их в стране более 50) и органов, имеющих право налагать административные взыскания (штрафы). С 1 января 2000 года, согласно Налоговому кодексу РФ, в Бюро претензий было передано дополнительное направление работы. А именно, исполнение решения налоговых органов о взыскании налогов и задолженности и имущества должника. Таким образом, судебные органы теперь принимают непосредственное участие в перераспределении доходов государственного бюджета. От результатов их работы во многом зависит благосостояние населения, выполнение оборонных и социальных программ.
Дальнейшее развитие судебной военной службы, особенно в определенных условиях, связано с перспективами повышения эффективности ее деятельности.
Во-первых, необходимо кардинально решить проблему приведения размера услуг в соответствие с требуемыми нормами труда. Однако эти нормы до сих пор не разработаны и не утверждены. В настоящее время в соответствии с указаниями Правительства Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации совместно с Министерством труда и Министерством финансов Российской Федерации активно занимается разработкой научно обоснованных норм нагрузки на одного сотрудника органов исполнительной власти.
Второй важнейшей задачей на ближайшую перспективу является совершенствование организации труда на службе судебных приставов-исполнителей. В этом направлении есть несколько направлений практической деятельности.
Необходимо серьезно заняться повышением образовательного уровня сотрудников органов внутренних дел. К сожалению, большинство из них не имеют базового юридического образования, а применяют повседневные нормы материального и процессуального права. Более того, уже началась разработка простого нормативного акта — Исполнительного кодекса Российской Федерации, который, конечно же, не может применяться необразованными сотрудниками. В итоге сегодня речь идет не только о дальнейшем расширении процессуальных прав и обязанностей судебных приставов-исполнителей, но и о более высоком уровне их образования.
В ближайшем будущем общие требования к кандидатам на должность пристава могут измениться. Высшее юридическое образование станет необходимым условием для их трудоустройства. В то же время возможен переходный период в 5-7 лет, в течение которого Министерство образования согласует новую специализацию в области исполнительного производства под названием «адвокат судебный пристав-исполнитель» для выпускников вузов.
В настоящее время есть серьезные основания для второго варианта. В Уголовно-процессуальном кодексе, одобренном во втором чтении Государственной Думой, уже предусмотрено, что правом проводить расследования обладают глава администрации России, руководитель органа власти Российской Федерации и высшее должностное лицо.
Также приоритетной задачей Службы является дальнейшее укрепление взаимодействия с судами и с федеральными принципами исполнительной власти, в соответствии с которыми решения исполняются должностными лицами. В последние годы были подписаны соглашения о сотрудничестве с несколькими федеральными органами власти, которые должны быть специализированными. Развивалось сотрудничество с Министерством по налогам и сборам, но все начиналось с сильных конфликтов, которые преодолевались совместными усилиями.
Вопрос улучшения финансового положения мировых судей остается больной темой для магистратской службы. Его необходимо решить как можно скорее, чтобы избежать распространения коррупции на ряды судебных приставов. В основе работы судебных приставов лежит высокая нагрузка на них, что вызывает необходимость улучшения технического оснащения судебных приставов. На эффективность работы влияют многие технические факторы, например скорость работы персональных компьютеров с установленными программами (базами данных). Это часто требует больше времени для рассмотрения рутинных дел (например, прием граждан и выдача справок). Престиж работы мирового судьи нуждается в повышении.
В ближайшее время магистрат планирует организовать электронный аукцион имущества должников.
Важно обеспечить широкий круг участников электронных аукционов, чтобы на них не «штрафовали немногих». Если система останется закрытой, это может привести к новой коррупции в стране. В этом случае будут недовольны как должники, чье имущество продается за пять копеек, так и кредиторы, которые не получат свои деньги обратно», — говорит Байков. По его словам, в США и Японии, где имущество должников уже давно продается на электронных торгах, аукционами занимаются специально аккредитованные компании, что снижает риск коррупции.
Судебным приставам-исполнителям целесообразно вместо аукционов участвовать в торгах, каждый из которых специализируется на определенной группе товаров, а не на недвижимости, предметах искусства, автомобилях и т. д. При таких условиях можно добиться того, чтобы торги были справедливыми и близкими к рыночной цене.
Предложения по совершенствованию деятельности Федеральной службы судебных приставов были охарактеризованы как концептуально верные, но недостаточно детализированные.
По мнению авторов доклада «Исполнение судебных решений и организация работы мирового судьи», на основе интервью и статистических отчетов проанализированы эффективность и внутренние противоречия в работе федерального судьи. Однако эксперты отмечают существенный недостаток документации, особенно то, что информация была недостаточно подробной, что сказалось на ее качестве.
Как уже сообщала «АГ», на сайте Центра стратегических разработок опубликован подробный доклад «Принятие судебных решений и организация судебного труда», Санкт-Петербургский университет.
Эксперты указали на недостатки в работе Федеральной службы по борьбе с бюрократическим беспределом и предложили новый подход к устранению многолетних проблем в работе службы. Во-первых, они указывают на логичное сокращение входящего потока дел и нагрузки за счет вывода административных штрафов из-под юрисдикции ФССП и изменения приоритета показателей службы в пользу валовой выручки.
Среди других предложений — создание системы частных приставов-исполнителей для случаев, когда взыскателем является гражданская и негосударственная организация, а также установление единого формата обмена данными между федеральными приставами-исполнителями и другими службами. междисциплинарное взаимодействие и ряд связанных с ним отказов в удовлетворении жалоб.
Специалист КСП рассматривает решение проблемы нехватки профессиональных кадров, введение централизованных курсов карьерного роста, систему стажировок, требования к высшему юридическому образованию, но не должность заместителя бюро исполнительного производства.
Эксперты «АГ» ознакомились с документом, оценили его и отметили положительные моменты и недостатки.
Алексей Шарон, советник юриста Третьего департамента РФ, считает, что эксперты КСП проделали отличную работу. Но я все же называю этот документ явным анализом, а не подробным отчетом. Автор дал прорыв в работе служб судебных приставов, но этого прорыва недостаточно», — считает эксперт.
Вадим Супрун, глава Ассоциации профессиональных правоприменителей, отметил, что анализ отчета позволил ему сделать вывод о том, что его подготовка не была поверхностной. Оценивая документ, эксперт также отметил, что он «очеловечивает статистику службы».
В отчете содержатся конкретные рекомендации по повышению эффективности работы службы. Дорожная карта, основанная на этих рекомендациях, может привести к удивительным результатам», — считает Дмитрий Кияшко, юрист АП „Карга“.
По мнению Дениса Фролова, руководителя юридической фирмы «БМС БАР», авторы доклада правы, когда указывают на несовершенство работы Федеральной судебной палаты, связанное с устаревшим подходом к труду и недостаточной автоматизацией. Например, выведение из компетенции федеральных мировых судей взыскания административных штрафов и централизованного получения информации о счетах должников позволит существенно снизить трудозатраты мировых судей и высвободить ресурсы для выполнения других обязанностей». В то же время Денис Фролов был прав, указывая на необходимость убрать справочно-информационную систему, когда официальные действия мирового судьи основываются на нем самом.
Алексей Шарон согласился с коллегой. Небольшая сумма административных штрафов обеспечивает достижение «красивых» показателей как в деятельности ФССП, так и в дорожной деятельности.
Адвокат «Адвокат Ка» Максим Жмурков добавил, что рекомендация перечислять сбор непосредственно работодателю является продуктивной. Это, по его мнению, снизит «плохую» бюрократическую нагрузку на службу».
Денис Фролов согласился с тем, что квалификация судебных приставов-исполнителей и их мотивация, по его мнению, являются одной из самых серьезных проблем. Второй проблемой он назвал низкую мотивацию сотрудников службы. Мотивация должна быть основана на реальной сумме взысканных денег, а не на формально проведенных действиях. Только тогда можно говорить об отчетах, которые действительно отражают работу служб», — подчеркнул эксперт.
Максим Жмурков добавил, что «вопрос публикации информации об имуществе должника также связан с качеством персонала, новыми должностями и изменением стандартов организационной деятельности». Он пояснил, что введение специальных подписей, усиление междисциплинарного взаимодействия и расширение доступа к персональным данным должников должно быть связано с сокращением кадровых перестановок за счет повышения материального стимулирования судебных приставов-исполнителей.
По его мнению, предложение авторов доклада ввести практические курсы для судебных исполнителей федеральных судов вместо повышения их образовательного ценза было бы полезным. В то же время Максим Юмурков негативно отозвался об идее введения системы гражданских приставов. По его мнению, это не только приблизит организацию к услугам коллекторов, но и приведет к появлению дел о нарушениях. Права отдельных должников.
Алексей Шарон также обратил внимание на предложение «персонифицировать» судебных приставов. На мой взгляд, общество сейчас совершенно не готово к такой реформе. В сознании общества гражданские приставы превратятся в 90-х бойцов с неограниченными полномочиями», — сказал эксперт.
По его мнению, целесообразнее было бы вернуть судебным приставам право получать гонорар за каждое выигранное дело, как это было до 2004 года. Это позволило бы увеличить размер материальной поддержки судебного пристава (сейчас зарплата пристава составляет около 12-15 долларов США) в месяц (1 000 рублей). Алексей Шарон добавил, что это также улучшит условия работы сотрудников и повысит трудовую этику отдельных судебных приставов.
Дмитрий Кияшко отметил, что у доклада «Об организации исполнения судебных решений и работы судебных приставов» много плюсов, но главный его недостаток — неясность. В нем не указано, кому будут выгодны предлагаемые изменения, кто будет вкладывать деньги и политический капитал в реализацию предложений, а каждое предложение требует бюджетных расходов и/или политической инициативы».
Адвокат добавил, что обычные судебные приставы-исполнители, даже их руководители, не обладают достаточными ресурсами и имеют противоречивые интересы. «Я думаю, что правительство могло бы быть заинтересовано в улучшении положения судебных приставов-исполнителей, но именно этот акцент в докладе не сделан», — сказал он.
Вадим Супран пришел к выводу, что доклад ФССП либо не был должным образом исследован экспертами ЦСР, либо «не опросил никого, кто мог бы сказать, чем на самом деле являются данные, представленные в статистике Министерства, или кто сообщил или мог бы указать на более интересные данные». Очевидное противоречие в этих данных». Он также отметил, что не было проведено даже сравнения статистики с соответствующими ведомствами, что позволило бы получить «более интересный аспект» работы этих служб.
Эксперт отметил, что хотя рекомендации по повышению эффективности работы службы в целом верны, они еще не до конца проработаны с точки зрения практической целесообразности и необходимости. Например, он согласился с тем, что исключение сбора штрафов из компетенции SDOE значительно сократит объем работы, однако неясно, как это будет сделано. По словам Бадима Супрана, вариант с отправкой штрафов работодателю нарушителя будет сведен к нулю.
Что будет, если нарушитель не работает или уже уволился? Кроме того, неясно, кто будет получать информацию о работе нарушителя и как будет обеспечиваться достоверность и конфиденциальность полученной информации. Что будет происходить с несобранными штрафами? Кто будет вести учет и управлять взысканиями? — спросил эксперт.
Вадим Супран также отметил, что авторы доклада неверно оценили сферы деятельности Федеральной службы судебных приставов и не упомянули такие важные аспекты, как обыски граждан и имущества, депортация граждан. Очевидно, что сбор информации был неполным, что привело к определенной однобокости доклада», — сказал он. Эксперт предположил, что не были проведены интервью с сотрудниками центрального механизма Федерального управления по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Вадим Супрун связал это с тем, что в докладе практически не упоминается деятельность, связанная с реализацией социально значимых процессов.
Повышение эффективности работы судебных приставов
Проект направлен на повышение эффективности работы судебных приставов, улучшение исполнения судебных и иных ведомственных актов, обеспечение порядка в судах. В рамках проекта рассматриваются меры по оптимизации рабочих процессов судебных приставов, анализируется взаимодействие с другими федеральными и местными административными органами.
Идея проекта: идея проекта заключается в проведении тщательного анализа деятельности судебных приставов, выявлении проблем и разработке конкретных мер по повышению эффективности и качества их работы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Целью проекта является повышение эффективности исполнения судебных и иных ведомственных актов и достижение более высоких показателей работы судебных приставов-исполнителей.
ПРОБЛЕМА: Проект направлен на решение проблем ненадлежащего исполнения судебных актов, некомпетентности судебных приставов и возможных проблем во взаимодействии с другими федеральными и местными административными органами.
Общие цели: руководители судебных учреждений, судебные приставы, должностные лица федеральных и местных административных органов.
Задачи проекта: 1. анализ текущей ситуации и показателей исполнимости судебных актов. 2. выявление проблемных ситуаций и «узких мест» в деятельности судебных приставов. 3. разработка мер по оптимизации порядка работы судебных приставов. 4. изучение опыта взаимодействия с другими федеральными и местными административными органами 5. разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности судебных приставов.
Роли в проекте: аналитик, специалист по оптимизации процессов, исследователь, координатор проекта.
Ресурсы: материальные ресурсы необходимы для проведения исследования, анализа статистических данных, организации обучающих мероприятий и внедрения оптимизированных процессов.
Продукт: продуктом проекта является набор рекомендаций, подробных отчетов и обучающих материалов для оптимизации деятельности судебных приставов-исполнителей.
Важность.
Описание темы, актуальности, цели и задач работы, а также тем, включенных в работу. Содержание доступно только авторам платных работ
Статистика исполнения судебных актов
Анализ общих показателей по исполнению судебных актов российскими судебными приставами. Содержит данные о судебных решениях различных категорий и видов. Содержание доступно только авторам платных проектов
Роль судебного пристава-исполнителя.
Изучение основных функций и обязанностей судебного пристава-исполнителя, включая обеспечение порядка в судах, исполнение судебных актов и иных организационных актов. Содержание доступно только авторам платных проектов
Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти
Исследование взаимодействия судебных приставов с федеральными органами исполнительной власти, анализ сотрудничества и его влияния на эффективность их деятельности. Контент доступен только авторам платных проектов
Оптимизация рабочих процессов судебных приставов-исполнителей
Разработка и анализ мер по оптимизации рабочих процессов судебных приставов-исполнителей с целью повышения эффективности и качества их работы. Содержание доступно только авторам платных проектов
Проблемные ситуации в работе судебного пристава-исполнителя
Выявление и анализ проблемных ситуаций, с которыми сталкивается судебный пристав-исполнитель в ходе исполнения судебных актов и актов других органов. Контент доступен только для авторов платных проектов
Эффективность деятельности судебного пристава-исполнителя
Оценка показателей эффективности работы руководителей выявляет факторы, влияющие на успешность выполнения работы. Контент доступен только авторам платных проектов
Сравнительный анализ порядка исполнения судебных актов и актов других участвующих лиц
Проводится сравнительный анализ процедур исполнения судебных актов и актов других заинтересованных лиц с участием судебных приставов-исполнителей. Содержание доступно только авторам платных проектов
Рекомендации по совершенствованию деятельности судебных приставов-исполнителей
Составление и представление рекомендаций по совершенствованию деятельности судебных приставов-исполнителей, основанных на анализе и исследованиях. Контент доступен только авторам платных проектов
Образовательные материалы для судебных приставов-исполнителей
Изучите образовательные материалы и программы профессионального развития, доступные сотрудникам органов принудительного исполнения для повышения их профессиональных навыков. Контент доступен только авторам платных проектов
Анализ опыта сотрудничества с местными правоохранительными органами
Изучение опыта сотрудничества сотрудников по исполнению судебных решений с региональными органами исполнительной власти с целью выявления успешных практик и потенциала для улучшения. Содержание доступно только авторам платных проектов.